Любопытные факты о радиоспектаклях

old_radio

«Мыльная опера» пришла на ТВ с радио
В 30-х годах 20 века в США были чрезвычайно популярны аудио спектакли-сериалы, которые транслировались по радио. Они были рассчитаны на домохозяек, поэтому выходили в эфир в дневное время. А спонсорами производства многосерийных радиошоу, как правило, выступали компании, выпускающие средства бытовой химии. Из-за этого радиоспектакли получили у журналистов издевательское обозначение «мыльная опера».  С развитием в Америке телевизионного вещания сериалы перекочевали с радио на ТВ. А название «мыльная опера» так за ними и закрепилось.

Первый радиоспектакль в России был создан в 1925 году
Премьера первого российского драматического радио-шоу состоялась 25 декабря 1925 года. Спектакль назывался «Вечер у Марии Волконской». Он был посвящен 100-летию восстания декабристов. Постановка создавалась в Московском радиовещательном центре, находившемся по адресу ул. Никольская, дом 3.

Главной героиней спектакля была Мария Волконская, жена декабриста Сергея Волконского, которая последовала за ним в сибирскую ссылку и провела в ней около 30 лет. Местом действия радиопьесы стало поселение возле одного из каторжных острогов. Персонажи постановки вспоминали петербуржские события, а затем в ходе повествования действие переносилось собственно в Петербург.

Любопытно, что режиссером этого спектакля был Николай Осипович Волконский, который, по некоторым сведениям, являлся прямым потомком главной героини — Марии Волконской.

В первом советском радиоспектакле совершенно не использовались шумы — в то время необходимость их применения еще не стала очевидной. Зато в постановке было много музыки: например, вальс за авторством Грибоедова, марш лейб-гвардии Ее Величества Измайловского полка. Также использовались барабанная дробь и звуки флейты.

Дважды Ромео и дважды Джульетта
Забавное совпадение произошло однажды на записи радиоспектакля «Ромео и Джульетта», который был выпущен в России в 1985 году главной редакцией литературно-драматического вещания Всесоюзного радио. Роль Ромео в этой постановке досталась Евгению Герасимову, а роль Джульетты — Анне Каменковой. Оказалось, что Герасимов и Каменкова уже работали вместе как Ромео и Джульетта — в 1972 году, они играли эти роли во время записи русского дубляжа фильма Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» (1968 г).

Андрей Тарковский требовал «достоверных» чаек
В 1965 году Андрей Тарковский взялся за радиопостановку пьесы Уильяма Фолкнера «Полный поворот кругом». Это был единственный случай работы на радио всемирно известного режиссера. Для того, чтобы проникнуться духом драматической звукозаписи, Тарковский внимательно слушал радиоспектакли, создававшиеся в 1920-х годах на берлинском и московском радио.

В своей постановке режиссер стремился к максимальной достоверности. Поэтому, когда ему понадобились звуки криков чаек и шума моря, и его не удовлетворили эффекты из фонотеки Московского радио, Тарковский, взяв тяжелую аппаратуру, поехал на Рижское взморье, чтобы лично проследить за записью нужных фонограмм…

Почти весь спектакль записывался «живьем» с четырех микрофонов. Всё происходило одновременно: актеры играли свои роли, оркестр исполнял музыкальное сопровождение, специалисты по шумовым эффектам в реальном времени озвучивали действие.

К сожалению, радиопостановка, хоть и была принята восторженно всей литературной редакцией Всесоюзного радио, в последний момент была снята с эфира по туманным идеологическим соображениям. Широкий слушатель услышал эту запись только через 22 года. До этого она лишь однократно транслировалась в 1975 году.

И, кстати, о совпадениях — оказывается, отец Андрея Тарковского поэт Арсений Тарковский в 1930-х годах подрабатывал тем, что писал пьесы для радиопостановок московского радио.

Сямисэн в «Портрете Дориана Грея»
В 1981 году режиссер Анатольев Васильев поставил радиоспектакль «Портрет Дориана Грея» по Оскару Уайльду. Текст в этой постановке озвучивали Мария Бабанова и Иннокентий Смоктуновский.

Васильев неожиданно решил, что, наряду с европейской арфой, в музыкальном сопровождении спектакля должен звучать японский традиционный инструмент сямисэн. В результате слушатели радиопьесы отмечали, что она настраивала на медитативный лад.

За что поставлен первый в мире памятник радиоспектаклю
В 1938 году американский кинорежиссёр, актёр и сценарист Орсон Уэллс создал провокационную радиопостановку по роману Герберта Уэллса «Война миров». Эфир спектакля на CBS был приурочен к Хеллоуину и состоялся 30 октября. Это радио-шоу стало самой грандиозной мистификацией во всемирной истории радиовещания.

Орсон Уэллс

Орсон Уэллс

Напомним, что в романе Герберта Уэллса речь идет о нападении на Землю марсиан. Режиссер Орсон Уэллс так построил радиоспектакль, что более миллиона американцев, живших на северо-востоке США, приняли постановку за новостной репортаж. Это привело к панике и попыткам спасаться от вторжения.

Причины такой реакции были вполне веские: во-первых, режиссер перенес действие романа в США — в Нью-Джерси, и обозначил время действия как 1939 год (на что мало кто обратил внимания, хотя слушатели поняли, что речь идет о современности). Во-вторых, само радио-шоу было выстроено, как репортаж. В начале традиционной часовой драматической программы, которую выпускали артисты «Mercury Theatre on the Air», прозвучало название спектакля. Затем прошел прогноз погоды, а потом начался концерт фейкового «Оркестра Рамона Ракелло» (его роль исполнял коллектив под руководством Бернарда Херрманна).

Внезапно музыка была прервана «срочным сообщением» о том, что на Марсе якобы зафиксированы странные вспышки. Тут же известие прокомментировал несуществующий «известный профессор-астроном Принстона Ричард Пирсон» (его озвучил сам Орсон Уэллс). «Профессор» заявил, что жизнь на Марсе невозможна.

Липовый «концерт» продолжился, но снова был прерван. Прозвучал фальшивый специальный выпуск новостей, в котором некий  репортер CBS сообщал «с места событий», что в городке Гроверс-Милл округа Мёрсер приземлился странный цилиндр. Далее «журналист» рассказал, что цилиндр трансформировался в машину, которая стала испепелять все вокруг тепловыми лучами. Затем связь с «репортером» «прервалась».

Поддельный «профессор» Пирсон начал рассуждать в эфире об уровне техники марсиан. И, наконец, слушателей добило фальшивое сообщение «главы национальной гвардии Нью-Джерси», в котором тот якобы объявил чрезвычайное положение и сообщил, что отправляет войска на бой с инопланетянами…

Дальше — больше. Орсон Уэллс и актерская группа «пустили в эфир» сообщение «министра внутренних дел». А затем позволили себе сымитировать обращение к нации президента Франклина Рузвельта. Причем президентский голос был изображен вполне достоверно, хотя такие пародии были запрещены правительством.

Снова пускались в ход «включения с места событий», повествующие о поражениях американской армии и о том, что марсианские машины уже видны с крыши здания CBS. Только через 40 минут авторы передачи позволили себе сообщить, что описываемые события — это литературный вымысел. После чего продолжили спектакль. Лишь через час Орсон Уэллс вышел из образа «профессора Пирсона» и завершил передачу поздравлением радиослушателей с Хэллоуином.

Следует отметить, что радиоспектакль «Война миров» слушали около 6 миллионов человек. Конечно же, многие из них пропустили начало программы и сообщение на 40-ой минуте о том, что это всего лишь шоу, а не репортаж о реальных событиях.

Примерно миллион американцев поверили в нашествие марсиан. Многие вместе с семьями брали в руки оружие и баррикадировались в подвалах своих домов. Другие срочно собирали вещи, чтобы уехать на Запад. Американские силовики получили массу сообщений с требованиями срочно выдать оружие добровольцам и начать масштабную операцию против инопланетян. Также были зафиксированы случаи, когда в полицейские участки являлись отряды вооруженных людей и заявляли, что они готовы оказать помощь властям в борьбе с марсианами.

Люди ринулись уезжать из Нью-Йорка, Трентона и Филадельфии. Размеры автомобильных пробок достигали десятков миль. Некоторые радиослушатели утверждали, что собственными глазами видели, как машины марсиан давали залпы, и что собственными носами ощущали запах отравляющих газов…

Впоследствии множество граждан подали судебные иски к CBS, но все они были отклонены судами. Газеты посвятили радиоспектаклю «Война миров» и связанной с ним паникой более 12 тысяч статей — в основном ругательных.

Через 50 лет, в 1988 году в том самом городке Гроверс-Милл, где якобы высаживались инопланетяне, был поставлен первый в мире памятник радиоспектаклю. На нем содержится надпись «Место приземления марсиан. Октябрь, 30-е, 1938», а также помещены изображения Орсона Уэллса, марсианских машин и символической семьи радиослушателей.

Монумент в память о "вторжении марсиан"

Монумент в память о «вторжении марсиан»

Добавить комментарий

Е-mail не публикуется.

Вы можете использовать следующие HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>